Главная страница » Кардиология

Кардиология в клинике «Одинвет»

Как понять, что питомца следует показать кардиологу?

Заболевания сердца входят в пятерку наиболее распространенных патологий у домашних питомцев. Так, более половины всех собак во второй половине жизни в той или иной форме могут иметь нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, а каждая третья кошка породы мейн кун является носителем генов семейного заболевания – гипертрофической кардиомиопатии кошек.

При этом важной особенностью является скрытый характер течения болезни. Внешне собака или кошка может выглядеть совершенно здоровой даже при наличии значимой патологии. Более того, есть ряд заболеваний, например дилатационная кардиомиопатия боксеров или гипертрофическая кардиомиопатия кошек, для которых первым симптомом может стать внезапная смерть.

Своевременно поставленный кардиологический диагноз и назначенное лечение помогут сохранить и продлить жизнь питомца.

Тревожные симптомы:

• Повышенная утомляемость
  • Одышка, в том числе в покое
  • Приступы потери сознания или судороги
  • Кашель

Питомцам пород риска важно наблюдаться у кардиолога профилактически, не дожидаясь симптомов, потому что может быть слишком поздно.

Среди собак повышенный риск заболеваний сердца отмечается у следующих пород:

Заболевания клапанов (прежде всего эндокардиоз) характерны для собак малых пород (такса, пудель, терьеры, китайская хохлатая и др.).

Заболевание сердечной мышцы (дилатационная кардиомиопатия) характерна для собак крупных пород:

• Доберманы
  • Боксеры
  • Алабаи
  • Кавказцы
  • Ирландские волкодавы
  • Доги
  • Ньюфаундленды
  • Английские бульдоги
  • Кокер-спаниели
  • Лабрадоры и другие крупные породы

Среди кошек повышенный риск развития гипертрофической кардиомиопатии кошек характерен для:

• Британские и шотландские
  • Сфинксы
  • Корниш-рэкс
  • Мейн-кун
  • Американские короткошерстные
  • Персидская
  • Рэгдолл
  • Норвежская лесная
  • Ориентальская
  • Бирманская
  • Бенгальская и др.

Также есть статистика рисков встречаемости врожденных пороков сердца среди разных пород:

Для ряда пород практикуется обязательная кардиологическая сертификация – проверка животных, участвующих в разведении на наличие заболеваний, передаваемых по наследству. По результатам комплексного обследования таким питомцам выписывается сертификат на английском языке, подтверждающий отсутствие патологий сердца и возможность разведения.

Предоперационные обследования

Перед проведением общей анестезии для хирургических операций породам риска и пожилым животным также может быть рекомендовано проведение кардиологического обследования. По его результатам могут быть выданы рекомендации для будущей анестезии, определены возможные противопоказания.

Как выявить болезнь сердца?

В ветеринарной кардиологии используются исключительно комплексный подход для выявления заболеваний сердца. Кардиологическое обследование включает в себя:

— Осмотр кардиолога. Во время осмотр доктор кардиолог соберет всю необходиму информацию, проведет физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускальтация и пр.). Выявит значимые для дальнейшей диагностики отклонения.

— ЭХОкардиография – ультразвуковое исследование (УЗИ) сердца с Допплеровской оценкой кровотока внутри сердца. По праву считается золотым стандартом в кардиологии. ЭХОКГ у собак и кошек позволяет оценить внутреннее строение и функцию сердца, произвести оценку гемодинамики при помощи Допплера и все это в режиме реального времени.

— Электрокардиография (ЭКГ) – оценка электрической активности сердца. ЭКГ позволяет оценить ритм сердца, выявить различные нарушения проводимости, блокады, экстрасистолы и многие другие отклонения, которые могут быть опасны для жизни собак и кошек.

— Измерение артериального давления – тонометрия. Контроль артериального давления крайне важен для пожилых пациентов, при наличии хронических заболеваний почек (ХБП), эндокринных и неврологических патологиях. Повышенный уровень артериального давления (артериальная гипертензия) может стать причиной поражения различных органов (глаза, нервная система, сердца) и привести к необратимым последствиям. Своевременно выявленная и контролируемая препаратами гипертензия позволит сохранить питомца от опасных последствий.

Дополнительно могут потребоваться:

— Рентгенография грудной клетки. Рентген крайне важный метод диагностики, особенно при наличии у пациента симптомов кашля и одышки, а также наличия в истории различных онкологических заболеваний.

— Анализы крови. В случае с кардиологическим пациентом лабораторная диагностика позволяет определить повреждение сердечной мышцы при помощи определение сердечных биомаркеров (в частности сердечного тропонина I — СTn I), выявить скрытую сердечную недостаточность при некоторых патологиях (натрийуретический пептид), а также оценить состояние других органов и систем организма для подбора наиболее эффективной и безопасной терапии.

— Суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Холтеровское исследование – незаменимый метод диагностики для выявления скрытых аритмий, особенно у собак с повышенным риском развития ДКМП – боксеров и доберманов, а также у пациентов с симптомами потерь сознания и судорог.

Что делать, если у Вашего питомца выявили сердечную недостаточность?

Прежде всего – не паниковать. В большинстве случаев пациенту можно помочь. Не смотря на то что большинство патологий сердца являются следствием необратимых изменений в структуре сердца, современная ветеринарная кардиология добилась существенных успехов в стабилизации работы сердца, улучшении самочувствия, снижения рисков осложнений и продления жизни пациентов.

Главное условие для назначения эффективного лечения – точный кардиологический диагноз. Только зная все составляющие патологического процесса можно эффективно подобрать безопасное и эффективное лечение.

Кардиологическое лечение обычно включает несколько препаратов, действующих на разные звенья патологического процесса (борьба с застойными явлениями, профилактика прогрессирования заболевания, улучшение функции сердца и профилактика осложнений).

Немаловажным условием для эффективного лечения является регулярная дача всех препаратов и своевременное появление на контрольные осмотры у лечащего врача.

Частая ошибка владельцев – устраивать перерывы в даче кардиологических препаратов. Такой подход приводит к чрезмерной нагрузке и стрессу для нездорового сердца и может привести к преждевременному развитию осложнений.

Для оценки эффективности лечения и возможных рисков осложнений в домашних условиях существует отличный метод – оценка частоты дыхания во сне. Все что для этого требуется — подсчитать сколько раз в минуту дышит Ваш питомец (1 дыхание = вдох+выдох). Нормальным считается количество дыхательных движений в минуту не более 25-30.

Если у Вашего питомца при подсчете стабильно получается цифра более 30 дыханий в минуту рекомендовано связаться с кардиологом или показаться на прием. Это означает, что у пациента повышен риск отека легких.

Как попасть на прием к ветеринарному кардиологу?

Для того чтобы провести вашей собаке или кошке кардиологическое обследование, необходимо записаться на прием к ветеринарному кардиологу. В нашей клинике прием ведут 3 кардиолога:

Алексей Николаевич Бокарёв

Елена Микаеловна Джолос

Елена Владимировна Фролова

Записаться на прием можно по телефонам клиники или через специальную форму на сайте.

Наши возможности

В распоряжении нашей клиники имеется все необходимое для качественной постановки кардиологического диагноза оборудование:

— Современный ультразвуковой аппарат экспертного класса Philips Affinity 70 (США).

— Электрокардиограф. Для проведения ЭКГ используется стационарный прибор – Полиспектр, а также компактный ЭКГ Alive на базе IOS.

— Приборы для измерения артериального давления (Petmap и Microlux).

Сколько стоит кардиологическое обследование собаки или кошки?

Комплексное обследование, включающее в себя прием кардиолога, ЭХОкардиографию, электрокардиографию и измерение артериального давления стоит в нашей клинике 4 900 рублей.

Обследование у Алексея Николаевича Бокарёва стоит 5 900 рублей.

Действуют специальные акции:

Предоперационное обследование сердца: оценка анестезиологических рисков со стороны сердца перед операцией под общим наркозом. Включает прием кардиолога, ЭХОкардиографию, электрокардиографию и измерение артериального давления.

Стоимость по акции — 3 900 рублей.

Стоимость предоперационного обследования у Алексея Николаевича Бокарёва — 4 900 рублей

Скрининговая ЭХОкардиография кошек пород риска в возрасте до 7 лет на предмет наличия гипертрофической кардиомиопатии (гкмп|HCM) и сердечной недостаточности.

Стоимость по акции — 1900 рублей (после 7 лет исследование будет включать дополнительно ЭКГ и измерение давления, стоимость для кошек старше 7 лет - 2 900)